![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
10 вещей, которые надо сделать... в Брюсселе, ... в Стамбуле, ... в Варшаве, ... в Эдинбурге
... в Брюсселе
Люди делятся на тех, кто любит Брюссель, и на тех, кто терпеть его не может. Те, кто любит, могут часами трындеть про то, как великолепны его бульвары, сады, музеи и банки, слоеные паштеты, фламандские кружева и бюрократы из Евросоюза. Вторые же именно этого тут и не выносят.
1. Поселиться в одной из самых старых гостиниц Брюсселя — Hotel de Paris (Boulevard Poincare, 80), c изукрашенным завитками готическим фасадом, отличным видом на Гранд-плас и бульвар Миди, а также c шикарной вафельной. Запах свежих бельгийских вафель в номере вам обеспечен с десяти утра до восьми вечера.
2. Прогуляться до здания Биржи и усесться в любом из притулившихся тут кафе. Заказать местный напиток Pimm’s, который у Биржи подают с умом: 40 грамм вермута наливают в высокий стакан с мелко колотым льдом, добавляют имбирного эля и плюхают ломтик свежего огурца. Некоторые покупают этот вермут в магазинах и глушат бутылками, но это просто преступление. На третьей порции Pimm’s понять, что вам так сильно напоминает Биржа — Исаакиевский собор в Петербурге.
3. Потереться на одной из самых открыточных площадей старой Европы — Гранд-плас. Поглазеть на готическую Ратушу, Дом с лебедем, где когда-то обитал Карл Маркс, Дом гильдии пекарей и магазин фламандских кружев. Зайти в узкий-преузкий переулок справа от Ратуши и, продравшись через пару кварталов, где торгуют гобеленами, вафлями и садовыми фонтанами в виде писающего мальчика, добраться до самого оригинала — золотистого шестидесятисантиметрового Manneken Pis на улице Л’Этув. В жару он гол как сокол, в холода же на него напяливают смешную одежду, а потом выпускают альбомы с фотографиями пупса в разных нарядах. Не заметить проще простого: он и правда крошечный. Так что глядите в оба.
4. Поваляться на траве в Ботаническом саду. В марте тут проходит фестиваль фильмов ужасов, и среди орхидей и бугенвиллей прогуливаются под ручку Дарио и Азия Ардженто, а за ними вышагивают режиссеры Дэнни Бойл и Стефан Элиотт. В остальное время здесь носятся роллеры, чинно выгуливают левреток банкирские жены и сплетничают молодые мамаши с колясочками.
5. Зайти на ярмарку ремесел и искусств на площади Ронд-Пуант-Агора. Тут армии стальных, хрустальных и пластмассовых писающих мальчиков, деревянных котов, глиняных мышей, латунных сковородок и барометров в кленовом корпусе. Эти штуки в сочетании с банкой шоколадной пасты Godiva или Leonidas, прихваченной в пассаже около Северного вокзала, — отличный подарок друзьям из Брюсселя.
6. Пообедать на улице Бушер в двух шагах от Гранд-плас. Тут, правда, повсюду стоят зазывалы, на разных языках (включая русский) заманивающие посетителей: «Сюда, к нам, сюда», — и все только портят. Но несмотря на крики, мидии в соусе из белого вина и томатный суп с базиликом в здешних ресторанах очень хороши. Лучшие же мидии делают в харчевне Chez Marie («У Марии») напротив Северного вокзала. Подают их в гигантской кастрюле — одной порцией легко наедятся трое.
7. Пройтись по улице Антуан-Дансар, тут и там утыканной магазинами. Здесь дают странные асимметричные наряды Ann Demeulemeester, Martin Margiela, Veronique Branquinho, а также обувь Dirk Bikkembergs, а стоит все это добро в несколько раз дешевле, чем в Москве.
8. Поздно вечером в четверг прошвырнуться по музеям. В октябре и ноябре в Брюсселе 42 музея по очереди работают до десяти вечера. Где-то в районе восьми и начинается самое интересное: музеи наполняются смешной и веселой молодежью, которая только к вечеру и просыпается, а также теми, кто, может, и рад бы ходить по музеям днем, но не имеет такой возможности из-за работы. Утром ли, вечером, не пропустите Королевский музей, где собрана лучшая на свете коллекция фламандцев: Брейгель, Мемлинг, ван дер Вейден, Давид Герард.
9. Выпить в местной забегаловке сети T.G.I. Friday’s на бульваре Империи. Тут те же абажуры из витражного стекла, что и во всех T.G.I. Friday’s в мире, однако столы старые, из полированной сосны, и удивительный бармен, запускающий исключительно диски Элтона Джона. И самое ценное: только здесь «Лонг-Айленд» подают в литровых кружках. До такого даже в Америке не додумались.
10. Покопаться в залежах старья на огромном блошином рынке, оккупировавшем территорию от паркинга Делльез до шоссе Ловейн. Круглый год с пятницы по воскресенье здесь торгуют старыми кружевами, костюмами из бархата, сумочками с пожелтевшими металлическими застежками, лорнетами, потрепанными комиксами и картами. Отыскать тут древний чемодан Louis Vuitton и, вернувшись в гостиницу, упаковать в него все брюссельские покупки.
... в Стамбуле
Зимой в Стамбуле умиротворенно и чуть тоскливо, осенью — разноцветно, летом — жарковато, весной — пахуче. Но хорошо и по-честному романтично здесь всегда. Весной этот до странности чувственный город, где заправляют Таркан и Ататюрк, приобретает пышные формы и запахи робкой, но знающей себе цену девушки на выданье. В воздухе перемешиваются теплая влажность, девственная свежесть, розоватая пыльца, ароматы цветущих каштанов, миндаля и всякой мушмулы, а содержимое тележек уличных торговцев сменяется с серых фисташек на кроваво-красную клубнику и черешню.
1. Жить где-нибудь в районе Султанахмет — тут есть и недорогие пансионы, и солидные отели. Это туристический в хорошем смысле слова район. Отсюда виды на Голубую мечеть и Святую Софию, а если повезет, еще и на Босфор. Здесь отчего-то тихо и спокойно, что немаловажно в этом толпливом городе. Завтракать на крыше гостиницы и рассматривать жмущиеся друг к другу в заливе танкеры и вертлявых чаек — отдельное удовольствие.
2. Просыпаться с первым криком муэдзина и выходить в город. Путаться, находиться и снова теряться. Никуда не торопиться — увидеть и одну сотую понапичканных тут сокровищ все равно невозможно. Ходить, пока не отвалятся ноги. Тогда занять столик в мейхане прямо на улице и разглядывать толпу.
3. В самом начале улицы Йеребатан найти невзрачную дверь и плюхнуться в цистерну-базилику VI века. Не поверить своим глазам, очутившись в этом огромном сводчатом подземелье, где с потолка капает вода, под ногами мечутся рыбы и живет эхо. Потом зайти в Святую Софию и отыскать золотые мозаики под куполом. Дать себе обещание не уподобляться американским туристам — те тупо засовывают палец в углубление в столбе, где в XV веке якобы скрылся священник, спасаясь от янычар. Не удержаться и, пока никто не смотрит, загадать желание и сунуть палец.
4. Прокатиться по Босфору на пароме. Можно взять частную лодку, можно пристроиться к какой-нибудь экскурсии, но лучше сесть на обыкновенный рейсовый паром на причале Эминёню. Потолкаться при входе, хлебнуть чаю, купленного у вездесущего буфетчика, попялиться на каких-то уж череcчур серьезных и сосредоточенных стамбульцев и, ежась на ветру, побродить по палубе. Добраться до Азии и засесть в одном из прибрежных кафе с видом на Босфор. Распробовать яблочный и виноградный кальяны. Если будет время, доплыть до Принцевых островов (час на пароме) — там тишь, гладь и ни единой машины.
5. Каждый день пересекать залив Золотой Рог по Галатскому мосту. Пересчитывать рыбаков, которые ходят туда как на службу и стоят от звонка до звонка. Купить у старого хиппи удочку, крючок и грузило, пристроиться к рыбакам и поймать сардинку. Скормить ее одной из местных кошек.
6. Забраться на Галатскую башню и посмотреть на Стамб**** Отсюда город с его бесконечными рынками и мечетями, извилистыми брусчатыми улицами, хаотично понатыканными лачугами, голубоватой дымкой и вездесущей водой производит очень трогательное впечатление. Тут становится понятно, что в Стамбуле нет ни одной прямой линии — сплошь изогнутые и наклонные плоскости.
7. Безбоязненно пробовать уличную еду — это главное стамбульское развлечение. Стаканчики с маринадами и кульки с мидиями, жареная хамса и барабулька, кавурмы, лахмаджуны и кокоречи на вкус так же необычны, как и на звук. Не пропускать ни одной кондитерской. Халва, лукум и бахлава — это еще полбеды, а ведь есть бюль-бюль-ювасы — рулет из ореховой пасты, тавук-гексю — ванильно-рисовый пудинг с курятиной и ашуре — козинаки из орехов и фруктов. Среди этого безобразия не пропустить простенькие зеленоватые рулетики из фисташек — это самая вкусная стамбульская сладость. Подкислить ощущения соками, что жмут на каждом углу.
8. Вечером держаться районов Бейоглу и Ортакёй — там все лучшие клубы города. Зайти в гигантские Laila и Reina под открытым небом прямо на Босфоре, где поют главные турецкие звезды. Устав от громкой музыки, вернуться в гостиницу, открыть настежь окна и под тихие шорохи откупорить бутылку местного вина. Да — оно отвратительно, но да — вы полюбите его. К вину хороши купленные на рынке оливки и брынза.
9. Пообещать себе не поддаваться на назойливые уговоры уличных торговцев и не покупать ничегошеньки. Продержаться пару дней, а под конец отправиться на Большой базар, сорваться и накупить ковров, подушек, ламп и саквояжей. Торговаться с пеной у рта, а потом дать себя обдурить — выбора все равно нет: даже если думаете, что надули вы, все равно объегорили вас.
10. Сходить на Египетский базар и, одурев от здешних запахов, набрать специй на восемь лет вперед. Уже дома вспомнить, что через год специи выдыхаются и проку от них никакого. Понять, что следующей весной опять придется ехать в Стамб**** А может, уже и в следующие выходные, ведь все так просто: покупаешь билет, пара часов — и ты там.
... в Варшаве
Старе-Място — исторический центр Варшавы — был полностью разрушен во время Второй мировой и отстроен с нуля. Но назвать его новоделом не поворачивается язык: ни одной реконструкции в мире не удалось лучше варшавской передать дух и атмосферу прежней жизни. Ради того, чтобы приобщиться к этому подвигу, и стоит отправиться в Варшаву, к которой давно уже приклеился ярлык малоинтересного перевалочного пункта на пути в Краков, Познань или Гданьск, но которая на самом деле вполне достойна отдельной поездки.
1. Очутившись в довольно мрачном здании вокзала «Варшава Центральная», не бежать оттуда со всех ног, а посмотреть по сторонам. В главном зале вокзала постоянно действует какая-нибудь выставка современного искусства, а то и несколько одновременно. Тут можно наткнуться на рисунки полосатых пароходов, летящих по небу, или инсталляцию в виде гигантского стула, ежедневно меняющего форму. Присесть в одной из привокзальных, но тем не менее очень приятных кофеен. Заказать яблочного пирога с корицей и кофе.
2. Отправиться во Дворец культуры и науки (Palac Kultury i Nauki), брат-близнец сталинских высоток, подарок от советского народа польскому. Поляки, правда, до сих пор считают его символом советского тоталитаризма и несколько раз на полном серьезе собирались его разобрать или подарить нам обратно. Закутавшись потеплее, забраться на смотровую площадку и взглянуть на Варшаву с высоты 114 метров. Спустившись, в первом же встреченном баре выпить зубровки для профилактики.
3. Выйти на Новы Свят — главную улицу Варшавы, смесь Арбата и Тверской. Остолбенеть, увидев такое количество белокурых красавиц. Чтобы переварить впечатления, зайти в Bar mleczny («Молочный бар») и сразу заказать порцию блинов с творогом (naleszniki s serem) и картофельных шариков (pizy). Запить это дело кружкой какао.
4.Продолжить прогулку по улице Новы Свят и дойти до дворца Академии изящных искусств. В XVII веке здесь располагалась летняя резиденция короля, а в начале XIX в одном из флигелей жил Шопен. В самом конце улицы наткнуться на магазин с ангелами — тут их 217 видов: нарисованных, вырезанных, набивных, хрустальных, жестяных, глиняных. Купить парочку в подарок маме и бабушке.
5. Дойти до Свентоянской площади — за собором Святого Яна прямо на земле стоит надтреснутый колокол, исполняющий желания. Положив на колокол руку и загадав желание, обойти вокруг него по часовой стрелке как минимум три раза. А вообще, чем больше кругов сделать, тем больше вероятность того, что желание сбудется.
6. На Рыночной площади Старого Мяста заглянуть в ресторан Pasieka. С порога заказать квашеную капусту, тушенную с мясом (bigos). Попробовав блюдо под названием pierogi russkie, понять, что это вареники с картошкой и сыром. Когда ноги перестанут гудеть, а в животе появится приятная тяжесть, выпить глинтвейна с орехами и по маленькой кривой улочке Кшиве Коло («Кривое Колесо») отправиться от рынка к Барбакану — полукруглой псевдоготической крепости у Северных Ворот.
7. Побродить по крепости, наблюдая, как местные скейтбордисты выписывают пируэты на перилах крепостного моста. На краю восточного крыла осторожно сесть, свесив ноги, прямо на стену и поглядеть, как ловко карабкаются вверх по крутым мощеным улочкам крошечные польские «фиаты».
8. Пройтись вдоль пустынной набережной Вислы, бормоча себе под нос какую-нибудь польскую скороговорку. Подойдет, например, такая: «Chrzszcz brzmi w trzcinie w Szebrzeszynie i Szebrzeszyn z tego slynie» («хжшч бжми в тшциние в шебжешине и шебжешин з тего суыние»). Значит она приблизительно следующее: «Жук жужжит в камышах в Шебжешине, этим Шебжешин и знаменит».
9. Провести несколько часов, гуляя среди дворцов парка Лазенки и подставляя лицо под солнечные лучи на скамейках у фонтанов. Если повезет, увидеть дам в старинных платьях и кавалеров во фраках: в парке часто снимают историческое кино. Посмотреть на павлинов, вышагивающих по сцене Амфитеатра. Помнить, что павлинов пугать запрещено, а также запрещено шуметь, загорать, заниматься спортом и ловить карпов в прудах.
10. Напоследок забежать в Музей истории города — одно из лучших краеведческих собраний в мире, расположенное на Рыночной площади Старого Мяста, в шеренге домов на северной ее стороне. Блуждая по бесчисленным переходам и лестницам между зданиями, которые кажутся страшно древними, несмотря на то что построены в 1949 году, проследить всю судьбу этого города — разрушенного до основания, но не сломленного и выжившего.
... в Эдинбурге
К Лондону в последнее время подходят строчки из песни Высоцкого про Израиль: «Да там на четверть бывший наш народ». В поисках неадаптированного зарубежья давно уже пора забуриваться в глубь Британских островов. Первый кандидат — Эдинбург: главный город Шотландии, столица и провинция, горы и долины, легенда и реальность. Город невелик, но так красив и своеобычен, что дел тут хватит и на три дня, и на неделю.
1. Первым делом отправиться в Эдинбургский замок. Эдинбург — это практически горная гряда, и в самом центре города, на скорее гордой, чем высокой вершине, взгромоздился его замок — снаружи, пожалуй, самая впечатляющая крепость Британии. Увы, изнутри он не более чем военный форт.Зато там можно увидеть шотландские коронные драгоценности и недрагоценный, зато совершенно бесценный Камень судьбы — кусок известняка, на котором с XIII века коронуются английские монархи, а до того неизвестно сколько времени короновались шотландские.
2. Пройтись по череде улиц, которые спускаются от замка по самому гребню скального массива Старого города, — их называют Королевской милей. Местами запруженная туристами, местами пустынная, Королевская миля по большей части застроена гранитными домами XV-XVII веков. С домами этими все непросто: из-за рельефа местности они с одной стороны двух-трехэтажные, а с другой — чуть ли не семиэтажные небоскребы. Почти в каждом есть система внутренних дворов, куда можно попасть через узкий арочный проход. В просветах между домами открываются бескрайние виды на поля шотландского Приграничья и устье реки Форт.
3. В нижнем конце Королевской мили зайти в Холируд-хаус — эдинбургскую резиденцию королевы Елизаветы II. Из всех ее дворцов этот, принадлежавший когда-то ее шотландским предкам Стюартам, самый старинный. Он лучше прочих сохранил свою атмосферу: тут довольно легко представить, как в одной из комнат на глазах Марии Стюарт зарезали ее секретаря и фаворита итальянца Риццо. Будто в насмешку, прямо напротив по проекту каталонца Энрика Мирайеса несколько лет назад выстроили архитектурное нечто, как бы растекшееся по древним кварталам, — здание вновь, после трехсотлетнего перерыва, созванного парламента Шотландии.
4. Забраться на царящую над всем городом вулканическую махину — Артурс-сит («кресло Артура», 251 м). Виды со скалы открываются невероятные, да и само восхождение довольно приятное. Туристы считают, что скала названа в честь короля Артура, но историки с этим совершенно не согласны, хотя никаких альтернативных гипотез у них нет.
5. Покорить еще одну горную вершину Эдинбурга — Калтон-хилл. В отличие от Артурс-сит тут главное не виды, а целая россыпь памятников, благодаря которым он получил имя шотландского Акрополя. Чего тут только нет — монументы Бернсу и Нельсону, памятник шотландским героям вообще (планировался в виде Парфенона, но построили только один угол колоннады) и даже памятная доска в честь тысячелетия крещения Руси, установленная на деньги местной украинской диаспоры.
6. Побродить по улицам Нового города — образцового (говорят, лучшего в мире) георгианского квартала регулярной планировки. Когда в XVIII веке эдинбуржцам стало тесно на скале Старого города, они перебрались через овраг, в котором сейчас проходит железная дорога, и построили новый район на равнине — с просторными парками, площадями с конными статуями посередине и домами, которые со всех сторон одинаковой высоты.
7. Из Нового города спуститься в расположенные вдоль берега реки Лейт сады Дин-гарденз — уединенный и меланхоличный овраг, где в тени вековых деревьев тут и там расставлены псевдоантичные беседки и монументы.
8. Сделать главные эдинбургские покупки — виски и килт. Покупка может превратиться в приключение. В Эдинбурге существуют специальные экскурсионные программы, во время которых можно попробовать десятки сортов виски. При покупке шотландской юбки тоже стоит проблема выбора: вы можете оказаться в магазинчике, где под самый потолок уходят полки с шерстяными тканями, украшенными клеткой сотен горских кланов.
9. Зайти в Шотландскую национальную галерею. Изобразительное искусство Шотландии не то чтобы всемирно известно, поэтому изучить его на месте — практически уникальная возможность (примерно так же русское искусство следует смотреть в России, тогда как голландцев и в Риме много). Может, особые открытия вас там и не ждут, но национальный характер шотландцев — фантазеров, домоседов и изобретателей — вы поймете гораздо лучше.
10. Отправиться на однодневную экскурсию — скажем, в замок Танталлон у городка Северный Бервик (35 км от Эдинбурга). Стоящие на обрыве над Северным морем развалины замка Красных Дугласов — натуральная декорация для постановки по мотивам романов и поэм сэра Вальтера Скотта, человека, который придумал миф Шотландии и заставил поверить в него весь свет.
no subject
no subject